Меню
04 июля 2018 | 20:36 | 746

Реставраторы Абрамцева раскрывают свои ноу-хау

Отслоение или утрата красочного слоя, деформация холста, поверхностные загрязнения – эти диагнозы звучат почти как медицинские, но поставлены они в отделе реставрации музея-заповедника «Абрамцево». Здесь реставраторы подобно медикам возвращают к жизни работы мастеров кисти.

Это работа художника Голицына написана в 1985 году.

«Художники – люди творческие, в момент озарения они не придают значения таким техническим моментам, как экспозиционный подрамник, натяжение холста, качество грунта. Это негативно сказывалось на дальнейшей жизни произведения и его сохранности», –
Анна Малафеева, художник-реставратор масляной живописи музея-заповедника «Абрамцево»

План работ утверждает реставрационный совет. Главная цель – максимально сохранить автора. Зачастую  работы, созданные в XX веке, менее сохранны чем те, что создавались в XVIII и XIX веках. Реставраторы это объясняют так.

«Нетрадиционные технологии и техники. Часто художники XX века были ограничены в средствах», –
Анна Малафеева, художник-реставратор масляной живописи музея-заповедника «Абрамцево»

Следующий этап – укрепление авторского красочного слоя. Проще говоря, необходимо соединить холст с грунтовкой и краской. Это делают при помощи осетрового клея. Он изготавливается из внутренних стенок плавательных пузырей осетровых рыб и состоит, преимущественно, из чистого коллагена.

«Папиросная бумага нарезается на квадраты, которыми будет заклеена живописная поверхность. Бумага нарезается тупым кончиком скальпеля, то есть не режется, а рвётся. Это для того, чтобы папиросная бумага не вошла в структуру живописи. Ровный край отпечатывается на живописи. Рваный край – нет», –
Анна Малафеева, художник-реставратор масляной живописи музея-заповедника «Абрамцево»

Осетровый клей наносят и на картину, и на бумагу.

«На тёмном листе крафтовой бумаги производится заклейка. Таким образом, видно, что клей равномерно распределился по поверхности», –
Анна Малафеева, художник-реставратор масляной живописи музея-заповедника «Абрамцево»

А дальше – ювелирная работа реставратора. Стык в стык наносят на живопись листы папиросной бумаги, выгоняются все воздушные пузыри, после чего собираются излишки влаги, и заклеенная картина проглаживается горячим утюгом через фторопластовую плёнку. Под тепловым воздействием клей входит в структуру картины.

На заклеенную и высушенную работу накладывают пресс. Каждый такой мраморный прямоугольник весит около 15 килограммов. Так что реставратор должен быть не только ювелирно точным, но и сильным. В таком состоянии  экспонат пролежит от 24 часов до нескольких суток, после чего папиросную бумагу смоют водой.

«Тревожимся, чтобы не стал краситься авторский слой. Если авторский красочный слой поддаётся воздействию, то это знак опасности», –
Анна Малафеева, художник-реставратор масляной живописи музея-заповедника «Абрамцево»

С этой работой всё оказалось в порядке. При смывке папиросный бумаги вата осталась белой. Впереди картину ждут ещё несколько этапов реставрации, в том числе подведение кромок – так, как это сделано в  работе Алексея Гаврилюка, отреставрированной Дарьей Ивановой.

«Здесь видны реставрационные кромки, которые подведены на синтетический клей. Они немного отличаются по цвету от холста, хотя должны подбираться по фактуре, цвету, толщине к авторскому холсту. Кромки позволяют натянуть произведение после реставрации на подрамник», –
Дарья Иванова, художник-реставратор масляной живописи музея-заповедника «Абрамцево»

На реставрацию одной работы может уйти не один месяц, а иногда не один год, но реставрация продлевает жизнь экспоната на десятилетия, из которых складываются века.

Смотрите также Новая сладость Посада
Поделиться этим видео:
У меня есть новость для вас

Сейчас на главной

Топ-10 видео недели

Только важные новости дня