На протяжении нескольких лет на территории Троице-Сергиевой Лавры ведутся спасательные археологические раскопки, открывшие миру немало удивительных фактов, а иногда и полностью перевернувшие представление о жизни наших предков.
Каждый из нас хоть раз бывал в обители преподобного Сергия Радонежского. Кто-то приходит сюда за проповедью и молитвой, другие за знаниями, третьи с желанием погрузиться в историю. Но мало кто задумывается о том, что тайны здесь хранят не только стены, но и земля, пропитанная кровью защитников Лавры. На протяжении нескольких лет на территории Троице-Сергиевой Лавры ведутся спасательные археологические раскопки, открывшие миру немало удивительных фактов, а иногда и полностью перевернувшие представление о жизни наших предков.
«Культурный слой на территории Лавры с 14 века накапливается довольно значительными темпами. И содержит уникальные останки, которые говорят о многих эпизодах жизни Лавры. Одним из таких ключевых эпизодов является осада Лавры во время Смуты. Мы знаем, что осада длилась на протяжении 16 месяцев, люди здесь сидели пока их осаждал Сапега. Они жили в очень скученном состоянии, а за стенами Лавры укрылось значительно большее количество, в том числе, светских людей, чем изначально проживало монахов в Лавре», — сказала Ася Энговатова, заместитель директора по науке, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии РАН.
По данным письменных источников, скрываясь от польско-литовских захватчиков, за стенами монастыря спряталось порядка 3 тысяч мирян. До наших дней дошло немало сведений о том, как они вместе с монахами укрепляли оборону, защищались, чем были вооружены. Однако до недавнего времени оставалось загадкой: как бытовали простые люди? Благодаря археологическим раскопкам специалистам удалось пролить свет на этот вопрос.
«В письменных источниках очень аккуратно и обобщенно написано о том, что люди были без крыши над головой. Они умирали от голода и от болезней. Были вынуждены строить кущи, то есть что-то для того, чтобы пережить суровую зиму. Но что это такое ни в одном письменном источнике не было известно», — рассказала Ася Энговатова, заместитель директора по науке, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии РАН.
Оказалось, что в те суровые времена, люди жили в землянках. Подобные конструкции были найдены археологами на территории «житного двора», который выполнял значение главного продовольственного склада и келарской службы Лавры. Судя по всему, в XVII веке это пространство не было застроено в отличие от других уголков монастыря. Уже сейчас обнаружено больше 20 землянок, которые кучно разместились к северу от современного здания Духовной академии.
«Сейчас спускаемся в землянку начала XVII века. Мы идём по ступенькам, которые были импровизированно построены жителями, спасающимися здесь. Именно так они все это строили, здесь было заполнено все грунтом», — отметил Алексей Ошонков, специалист Института археологии Российской академии наук.
В землянках помимо большого количества оружия, археологи нашли немало предметов быта: от личных вещей до горшков, в которых готовили пищу. В то время ко всему относились бережно: если сосуд трескался, то его защищали оплёткой и продолжали использовать в быту.
«Именно эта землянка глубиной 1,4 метра. Бывает глубже, бывает чуть меньше. Все зависит от человека, потому что копали деревянными лопатами с железной набойкой. И это было очень тяжело. У нас были такие конструкции, которые явно не докопаны. То есть по какой-то причине человек, возможно, погиб. И землянка так и осталась на уровне строительства», — подчеркнул Алексей Ошонков, специалист Института археологии Российской академии наук.
Уникальной находкой стали однокамерные кирпичные печи, предназначенные для топки «по-черному». Использованный в печах, полах и ступенях кирпич — большемерный, оставшийся после переделки монастырских стен незадолго до Смуты. Близ печей обнаружены земляные «уступы» с деревянными настилами, которые, вероятнее всего, выполняли роль лежанок. Иногда находки настолько уникальны, что ошеломляют даже историков. Так, в одной из землянок, был обнаружен единственный сохранившийся скелет лошади времён осады Троице-Сергиева монастыря. По одной из версий боевой конь был настолько дорог своему хозяину, что человек похоронил его в своём жилище. По другой гипотезе во времена Смуты организовать захоронения вне стен монастыря было невозможно, поэтому лошадь с почестями захоронили в землянке, которой уже никто не жил.
«Это тоже по-настоящему уникальный материал, потому что сразу же приехали специалисты из всероссийского института коневодства. И генетика лошадей XVII века нам неизвестна, а сейчас очень серьёзные проблемы, которые связаны с лошадьми и генофондом. И проблемы, связанные с тем, откуда эти лошади и какой генофонд предшествовал Орловским рысакам, которые появились в XVIII веке. Поэтому хорошо датированные материалы нескольких лошадей начала XVII века представляют исключительный интерес не только для археологии и показа в музее, но и для наших специалистов по коневодству и для генетиков, которые занимаются происхождением лошадей», — сказала Ася Энговатова, заместитель директора по науке, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии РАН.
В XVII веке Троице-Сергиева Лавра являлась хранилищем запасов. Это был существенный объем, который помогал в период голода выживать не только братии монастыря, но и окрестным жителям. С этим фактом связана ещё одна уникальная для исследователей находка — несколько «мешков» сгоревшего зерна. Будучи в яме, оно хорошо сохранилось. Видимо, после пожара в амбаре часть постройки разобрали, а часть засыпали. Благодаря этому археологам достались богатства, по которым учёные смогут восстановить свойства, а возможно, в будущем и вновь вырастить пшеницу по образцам зерна Смутного времени.
«Здесь целый слой горелого зерна, и его собирают вместе с углем, высушивают и дальше оно поедет в ящиках в архив коллекционных материалов в Санкт-Петербург, институт имени Вавилова, который будет над ним многие годы работать поскольку этот материал по-настоящему уникальный. Уже первое заключение специалистов о том, что это зерно необычайно качественное и не повреждено никакими вредителями. Это очень важно, потому что даже сейчас не всегда удаётся такого достигнуть. А все зерно, которое мы нашли — оно в прекрасной сохранности, в нём нет вредителей. И самое главное, что был очень хороший отсев, то есть нет никаких сорных трав внутри этого зерна. То есть чистота и качество того, что в Лавре в XVII-XVIII веках хранили, была на очень высоком уровне и был высокий стандарт», — рассказала Ася Энговатова, заместитель директора по науке, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии РАН.
Археологические раскопки ведутся специалистами института археологии Российской академии наук только в границах проекта замены инженерных коммуникаций. Если бы в обители не задумали менять сети, то, скорее всего, мир нескоро узнал бы о том, какие секреты таит в себе святая земля Лавры.
Все исследования археологи проводят тщательно. Снимают грунт буквально по миллиметру, ведь каждая находка здесь — это страница истории. Любая песчинка может оказаться частью значимого предмета, а из кусочков керамики при правильном подходе можно воссоздать полноценный горшок. Грунт изымается целиком, после промывается, очищается от грязи — процесс включает десяток маленьких задач. Всё это необходимо для того, чтобы извлечь и сохранить как можно больше информации о нашей истории.
«Здесь представлена очень небольшая часть индивидуальных находок, которые были найдены, в том числе, и в землянках. Они здесь отдельно вынесены, а в землянках это лежит. Но в том числе найдено довольно в большом количестве вооружение. В том числе, железный наконечник-пики. В одном случае даже сохранилась его деревянная составляющая, где он закреплялся. И даже можно будет определить породу дерева, из которого она была. Мы видим, что они иногда были довольно хорошо и интересно откованы и украшены. То есть это было такое эстетическое вооружение. Мы понимаем, что именно это вооружение в том числе участвовало в обороне Троице-Сергиевой Лавры, и было найдено в землянках», — отметила Ася Энговатова, заместитель директора по науке, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии РАН.
Все находки, обнаруженные на территории Троице-Сергиевой Лавры, передаются на хранение в Сергиево-Посадский музей-заповедник. С декабря 2023 года в главном корпусе музея работает выставка, посвященная осаде монастыря в Смутное время. Ее главные экспонаты — находки специалистов института археологии Российской академии наук. В будущем в рамках Стратегии пространственного развития Сергиева Посада планируется создать в городе отдельные выставочные пространства, посвященные важным периодам становления Сергиева Посада и Российской государственности.
«Вообще вопрос краеведения в таком городе, как Сергиев Посад вокруг Троице-Сергиевой Лавры и вокруг великих наших святынь — это, конечно, вопрос создания отдельного большого музея. Потому что эти события, которые здесь происходили не раз и были во многом поворотные для всей страны. И краеведческий музей в нашем смысле слова должен быть полноценным федеральным музеем истории не только осады Лавры, но и Смутного времени, петровских времён, деулинского мира. Каждый царь, начиная со времён Ивана III, постоянно здесь бывал, в год по несколько раз. Это мощнейший пласт истории, поэтому стоит вопрос создания отдельного археологического музея», — подчеркнул Сергей Пахомов, депутат Государственной Думы РФ.
Автор: Дарья Леонова, Дмитрий Зайчиков.