Новости

Блокадное детство Валерии Тепловой

Валерия Фёдоровна Теплова родилась в Кронштадте, а потом с родителями переехала в Ораниенбаум, сейчас город Ломоносов. Там семью и застала Великая Отечественная война.

Валерия Фёдоровна Теплова родилась в Кронштадте, а потом с родителями переехала в Ораниенбаум, сейчас город Ломоносов. Там семью и застала Великая Отечественная война. На тот момент Лере было 6 лет, старшему брату — 11, а младшей сестрёнке всего три года. Скоро нашу героиню отправили к бабушке в Кронштадт, успели последним катером. А вот на долю старшего, Германа, выпало страшное испытание. Ему пришлось сколачивать гробы и хоронить маму и папу, которые умерли от голода.

«Вот этот «Ораниенбаумский пятачок» сначала вообще ничем не снабжался, своих запасов не было, было много беженцев, потому что линия фронта проходила в километре от нашего дома, там Мартышкино, поселение такое есть, после Петергофа, там была уже линия окопов немцев. Местному населению никаких продуктов не давали, жили кто как мог. И вот они у меня в апреле и умерли, мама 1-го апреля, отец 17-го апреля. С ними оставалась трёхлетняя сестра и одиннадцатилетний брат. 11-летний брат похоронил сначала маму, а потом отца», — вспоминает Валерия Фёдоровна Теплова, жительница блокадного Ленинграда.

Кронштадт снабжался получше, во всяком случае все талоны отоваривали. Пусть маленькие пайки, но они были. Всё-таки Кронштадт был окружён лесом и был крепостью, хорошо держал оборону.

«Руководство приняло решение: с кораблей все эти большие орудия демонтировали, по периметру города установили, они очень хорошо, моментально стреляли, на этих немцев через залив»

Удивительно, но все эти подробности маленькая девочка понимала и запомнила сама, а не по рассказам взрослых. Как и первые бомбёжки.

«Самое, конечно, было страшное, когда были первые бомбёжки, тревоги, завывания сирены, потом нас сразу всех в убежище уводили, убежище было в доме напротив, мы туда ходили. Как правило, эти обстрелы были в основном ночные»

Выехать из блокады Валерии Фёдоровне, её бабушке и младшей сестре помогла тётя Клавдия, которой самой тогда едва исполнилось 18 лет.

«Эвакуировали только по ночам, на барже, самоходная баржа привезла нас на другой берег, там уже стояли товарные вагоны, была приготовлена какая-то горячая пища. Нас погрузили в эти вагоны и мы поехали»

Это было в июле, а в Сибирь семья приехала только осенью, потому что приходилось постоянно останавливаться на полустанках и пропускать многочисленные эшелоны с ранеными. В Сибири, в глухой деревне Малая Бобровка, от которой до райцентра было 30 километров, Валерия провела несколько лет, а потом пришёл вызов от дяди — вернуться в Кронштадт. Там её и младшую сестру определили в детский дом, который Валерия Фёдоровна вспоминает с большим теплом и любовью.

Потом Валерия Теплова поступила учиться в педагогическое училище в Ленинграде, там же работала учителем. Вышла замуж за военного и началась кочевая жизнь по гарнизонам. Две дочери, шесть внуков, правнуки. В Сергиев Посад с супругом Валерия Федоровна приехала в 2008 году.

Сейчас уже нет ни тёти, ни брата, ни одной из дочерей. Сама Валерия Фёдоровна продолжает вести активный образ жизни. Навещает сестру в Петербурге и почти каждый день ходит в храм. Говорит, что религия и пост дают ей силы и здоровье.

Автор: Екатерина Белякова, Сергей Власов.

Поделиться в соц.сетях