Новости

Владимир Соколов. Возвращение | Тема

Выставка «Владимир Соколов. Возвращение» открылась в Музее христианского искусства при МДА.

Имя этого художника тесно связано с историей Земских художественных мастерских Сергиева Посада. Он известен как художник-прикладник, а на выставке представлены живопись и графика Владимира Соколова. Он учился у Левитана и Поленова, писал в разных техниках. Для зрителей это редчайшая возможность увидеть эти работы художника, ведь большую часть экспозиции составили предметы из 5 частных коллекций — сергиевопосадцев Виктора Багрова и Михаила Пыжова и московских семей Поликарповых, Подстаницких и Гребенниковых.

«Мне кажется, в эту выставку было вложено очень много любви. Это чувствуется в глазах людей, которые ее делали, в глазах коллекционеров, которые давали работы. Это люди, которые очень любят Соколова и его взгляд на Россию, ту Россию, которую он сумел сохранить», — рассказал Дмитрий Поликарпов, историк искусства, коллекционер

Идея выставки принадлежит Инне Акентьевой — создательнице проекта «Посад пешком». Ведь история Посада, его художественного промысла тесно связана с именем Владимира Ивановича Соколова.

«Я очень много писала про Соколова, занималась его биографией и это часть моих многочисленных экскурсий», — поделилась Инна Акентьева, соорганизатор выставки, автор проекта «Посад пешком»

«Сергиев Посад был судьбоносным решением. Дело в том, что после смерти Третьякова у Соколова был некий кризис, его работы плохо приобретались и он устраивается управляющим в имение Танеевка. Тогда ему не хватало средств. Сохранилось его письмо к жене, где он просил ее прислать ему холсты и краски, а деньги он где-нибудь раздобудет. В 1902 году он получает приглашение от Сергея Тимофеевича Морозова как художника-прикладника. Здесь есть некая покорность промыслу, он не сказал, что хочет быть лирическим пейзажистом, взял это на себя. Кстати, известность он приобрел больше, как художник-прикладник», — отметил Михаил Пыжов, иконописец, коллекционер

Экспозицию выставки «Владимир Соколов. Возвращение» создала с любовью и профессионализмом Оксана Ивановна Зарицкая, хранитель фондов Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» при МДА.

«Это очень разнообразная коллекция, представляющая живопись, графику, рисунок карандашом, акварелью. Это настолько широчайшие возможности работать, но соединить все в одной экспозиции довольно сложно», — поделилась Оксана Зарицкая, хранитель музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» при МДА

Соколов много экспериментировал не только с техниками, но и внутри них. Вот, например его линогравюры.

«Здесь удивительное соединение черного цвета и белого. В русском искусстве есть такая тема черного силуэта. Соколов даже в этой технике экспериментирует», — уточнила Оксана Зарицкая, хранитель музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» при МДА

Работал Владимир Иванович и в технике литографии.

«Литография — это гравюра, которая делалась оттиском с камня. Специальной породы камень, на который мастер наносил рисунок. Там несколько слоев обработки камня, рисунок закреплялся только там, где не было жира, и с камня печаталось. Это получалась черно-белая литография или же, как у Соколова, коричневым цветом, сангина. Чтобы сделать цветную литографию, нужно было продумать весь цветовой строй этой гравюры, каждый цвет прорисовать на отдельном камне и затем все эти камни соединить в печать», — рассказала Оксана Зарицкая, хранитель музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» при МДА

Выставка «Владимир Соколов. Возвращение» будет проходить в течение года и сменит несколько экспозиций.

«То, что мы видим сегодня, это ранний Соколов до 1917 года. То, что мы увидим на втором этапе этой выставки, это уже зрелый Соколов послереволюционного периода. Еще частные коллекционеры обещали нам чудесные вещи круга Соколова. Ценность Владимира Ивановича еще и в том, что он был центром определенного круга. Мы говорим о том, что Левитан — художник известный на всю Россию, но мы почему-то не говорим о том, что он был тесно связан с Владимиром Ивановичем. Соответственно, Сергиев Посад в этом свете предстает совершенно иначе. Мы на всех перекрестках истории», — отметила Инна Акентьева, соорганизатор выставки, автор проекта «Посад пешком»

Автор: Оксана Мирошникова

Поделиться в соц.сетях